История музея. XX

«…Mузей должен не только выявлять, но и направлять научную мысль, должен быть не складом и архивом, а живым орудием, толкающим и возбуждающим научную мысль.... путем сопоставления и сравнения, намечая новые идеи согласно старому выражению знаменитого натуралиста конца XVIII века Бюффона: "Собирайте факты, из них родится мысль." »

А.Е. Ферсман

Ранний советский период отмечен пополнением фондов музея в основном за счет национализированного имущества покинутых особняков, дворцов и предприятий. Сюда следует причислить коллекции знаменитого художника и коллекционера А.К. Денисова- Уральского – около 10 000 образцов, коллекционный и промышленный материал камнесамоцветного сырья из бывших складов уральских горнозаводчиков Демидовых — около 40 пудов малахита и магнетита, минералогическая коллекция Э.А. Купффера.

В Горном музее хранятся двадцать уникальных произведений ювелирной фирмы Карла Фаберже. Это - сувениры из поделочных и драгоценных минералов, принадлежавшие, в том числе, членам императорской семьи. Так, хозяйкой серого слоника из калканской яшмы была супруга великого князя Константина Романова, а фигурками попугаев и коробочкой из агатов, имитирующих раковины, владела Ксения Александровна, родная сестра Николая II. Эти предметы — из частных дореволюционных собраний, в 1917 году они были национализированы и переданы в Государственный музейный фонд.

изделия Фаберже
Минералы

В трудные и голодные годы после Октябрьской революции Горный музей продолжал активно работать, а Модельное собрание пополнялось новыми экспонатами. В 1924 году был опубликован «Путеводитель по Модельному собранию Горного музея», составленный горным инженером Н. П. Лифляндом и ныне остающийся единственным печатным каталогом Модельного собрания.

В первые десятилетия советской власти в музее были созданы новые тематические экспозиции: космогония, петрография и полезные ископаемые; проведена систематизация коллекций по палеоботанике, палеонтологии беспозвоночных и позвоночных животных. Декоративные предметы и ограненные камни, а также необработанные минералы ювелирного качества были объединены в новый отдел прикладная минералогия. Минералогическое собрание пополнилось образцами синтетических минералов.

Знаменательной вехой в истории музея стала подготовка к XVII сессии Международного геологического конгресса 1937 г. Был выпущен специальный путеводитель по Горному музею. Отдел минералогии открывался геохимическим залом; были сформированы совершенно новые экспозиции, характеризующие морфологические и кристаллохимические особенности минералов; выполнена оригинальная таблица Периодической системы Д.И. Менделеева (размером 6 х 3,5 м) с показом структуры химических элементов.

В годы Великой Отечественной войны музей вынужден был наиболее ценные экспонаты, хранившиеся в сейфах отдела минералогии: алмазы, самородки золота, платины и др. - эвакуировать на временное хранение в Свердловск.

Часть коллекционного материала была упакована и помещена в подвалы Горного института. Основная же часть экспозиции оставалась на своих местах в залах музея. Особых повреждений коллекция не претерпела.

Наибольшие разрушения оказались в Колонном зале, где прямым попаданием снаряда были разрушены крыша, перекрытия и потолок. Почти полностью был уничтожен живописный потолочный плафон работы Дж.-Б. Скотти. Осколки снаряда раздробили уникальный кристалл берилла длиной 1,5м.

Здание после войны
Макет горы

В 1948 году - год 175-летия Горного института - экспозиции отделов были практически восстановлены, наладились учебные и научно-методические работы.

В настоящее время Горный музей является одним из ведущих структурных подразделений Санкт-Петербургского горного университета, включенного Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 30 июля 1996 г. в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Его коллекции входят в состав Музейного фонда России.

Целевая направленность Музея - учебно-научная, воспитательная, культурно- просветительская деятельность. Его специфика - связь с учебным процессом и активное участие в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Созданные в Музее формы представления уникальных музейных собраний позволяют существенно повысить информационную насыщенность учебных занятий, проводимых в залах Горного музея, и эффективнее использовать образовательный потенциал музея на всех этапах многоуровневой подготовки специалистов.

Холл главного входа
Галерея